Сделано заказчиком

Рубрика: Разное

Это утро практически ни чем не различается от других. Влетаю в офис за некоторое количество минут до 9 утра, удивляясь, как, дьявол возьми, мне удается своевременно приходить и своевременно уходить из него. Пью прочный кофе, кидаю хитрый взор на хихикающую секретаршу, читаю пришедшую за ночь почту, и вот я уже буквально готов начать ещё один обычный день обычного веб-спеца.

Мой календарь напоминает мне, что в 10:00 у меня встреча с моим обожаемым клиентом (во всяком случае собственно это я им говорю, как однако и всем остальным моим клиентам). Но действительность такова, что поголовно все мои покупатели похожи друг на друга в том смысле, что у всех у них одно и то же имя. Глупо, конечно. Я знаю. Но это так: всех покупателей зовут ЯЗВА. Что следовательно "Я Знаю Всё".

Ну что ж, сегодня ЯЗВА станет пациентом, а я буду лекарством от этой ЯЗВенной болезни.

ЯЗВа всякий раз приходит на 15 минут позднее назначенного времени. Ничего страшного, так как за это время я успеваю выпить ещё кофе и ещё раз подмигнуть секретарше. ЯЗВа приезжает своевременно (то есть с опозданием на 15 минут), бормочет какое-то нескладное извинение, но я не обращаю на это интерес и жму ему руку с теплой дружественной улыбкой. Законы экономики требуют, дабы я дружил с ЯЗВой не глядя ни на что.

Но не сегодня. Сегодняшняя встреча докажет другое правило. Сегодня я не буду прогибаться под ЯЗВу.

Встреча наступает с показа ЯЗВе эскизов, коие я сделал, следуя его указаниям, высказанным во время предыдущей встречи. Я ясно убежден в том, что я дал ЯЗВе собственно то, что он просил. ЯЗВа сказал: "Робби, я хочу, дабы ты в данный раз дал простор для собственной фантазии. Твори как хочешь. сотвори новую парадигму дизайна".

Когда он произнес слово "парадигма", мне хотелось незамедлительно крикнуть, что у меня уже есть она, но я переборол себя. затем я дал волю фантазии. Я заставил себя создать то, что ранее никогда не пытался, и слишком гордился полученным результатом.

ЯЗВа глядит на эскизы и говорит: "Робби, мне это слишком нравится. Но здесь кое-что не навсегда так. Можешь поменять?"

"Конечно", - произношу я, пытаясь не показаться тупым упрямцем. "Что же ты хочешь поменять?"

И здесь ЯЗВа говорит: "Ну, я размышляю вот данная бежевая штука (фон) чересчур мягкая. Я хочу, дабы у нас был больше строгий вид. Можешь изменить цвет на синий? И ещё я хочу, дабы наш логотип был вот тут, и дабы он был побольше. Сделай его гораздо больше. А вот эти буквы? (Так, меж прочим, он именует шрифт). Убери их, мне они не нравятся. Помести здесь фотографию молодого человека в костюме, или же увеличенную фотографию компьютера, ну, как на сайте Microsoft-а".

В один мгновение ЯЗВа уничтожил целый мой дизайн и свел его к чему-то, слишком сильно подобному на ничтожный шаблон из FrontPage. И вот, что я ответил ЯЗВе...

"ЯЗВа, за что ты мне платишь?" ЯЗВа глядит на меня, широко открыв глаза и рот, а я продолжаю: "Кто тут дизайнер, я или же ты? Кто тут ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ веб-разработчик? лишь что ты мне рассказал, как я обязан создать твой интернет-сайт вплоть до запятых. А сейчас послушай, что я скажу: интернет-сайт будет выглядеть так, будто его сделал твой 10-летний сынок в халявном WYSIWYG-редакторе под действием паров клея "Момент".

Я перевожу дух и продолжаю свою тираду: "... Ну представь, я прихожу к тебе в офис и требую, дабы ты сделал XYZ, а затем прихожу ещё раз и требую, дабы ты сделал что-то подобное на ABC. Как бы ты себя чувствовал, зная, что ABC - это второсортный продукт? Но так как именно это ты делаешь со мной. Ты обязан понять, что собственно я понимаю, что такое цветовые схемы, совместимость кода с различными платформами и броузерами, что такое шрифт, навигация и юзабилити. Я, а не ты. Ну тогда пожалуйста, ЗАТКНИСЬ, распишись на чистом чеке, и научись почитать мой опыт, а еще мои кровь, пот и пиво, потраченные мною за годы оттачивания собственного мастерства. Неужели лишь для того, дабы создавать "новую парадигму дизайна" для твоей задницы?"

Естественно, ЯЗВа бормочет извинения и обещает в надлежащий раз не забывать о своем месте. Я тепло жму ЯЗВе руку на прощание, провожая его, подмигиваю секретарше. Я сейчас твердо уверен, что художественное руководство проектом крепко закреплено за мной...

* * * *

Естественно, вышеприведенная история - абсолютная выдумка, плод воображения большинства из нас. Мы разрешаем клиентам управлять собой потому, что финансы - у них, а кругом - мир бесчеловечной конкуренции.

Я написал данный грустный сказочный рассказ потому, что слишком часто, когда я с коллегами обсуждаю свои работы, первым аргументом в защиту служит фраза "Я знаю, что смотрится это ужасно, но это то, что желал заказчик".

Иными словами: "Сделано заказчиком".

Итак, отчего же мы разрешаем манипулировать собой и становить себя в положение, когда клиент учит нас, что такое веб-дизайн. Может быть от того, что в народе бытует мнение, что веб-сайт может создать "каждый". И они правы. Веб-сайт может создать каждый - но не каждый может сделать то эмоционально насыщенное впечатление, которое остается на долгое время в памяти у человека в последствии посещения сайта. буквально так же, всякий может "сделать книгу" с поддержкой копировального аппарата, но неплохие книги, увы, редкость.

Имиджевая реклама формирует определенную ценность, но большинству покупателей нужны измеряемые результаты. только немногие сайты (в их числе удачные коммерческие сайты) имеют все шансы похвастаться конкретными цифрами результатов. Наша работа связана с эстетикой, но основная масса клиентов не разбираются в эстетике. То, что я считаю уродливым, они считают весьма приемлемым. Когда мне заказывают создание имиджевого сайта, я прошу собственного заказчика поверить, что моя команда и я сам разбираемся в брендинге, эстетике, в вопросах создания контента для сайта, в коммуникациях и в работе с посетителем интернет-сайта - основная масса из этих вопросов измеряются субъективными критериями и находятся за пределами компетентности заказчика.

Итак, я не претендую на то, что у меня есть готовый ответ на описанную свыше дилемму. Но я полагаю, что основная масса из нас станет попадать в аналогичное положение до тех пор, покуда наша промышленность веб-дизайна не добьется того же уровня профессионального статуса, как промышленность рекламы и графического дизайна.

Что станет заставлять наших покупателей смотреть на нас с таким же уважением, с каким они глядят на медиа-магнатов, коммерческих директоров, художественных директоров и иных профессионалов? Пожалуй, это приходит с распространением стандартов, по коим определяется компетенция такого или иного человека в этой области. И нам, пожалуй, остается лишь повышать личное мастерство.

Мне кажется, нам еще нужно улучшаться в способностях продавать, продвигать свои услуги, вести переговоры. тогда мы сможем со всей уверенностью, смотря глаза в глаза, заявить ЯЗВе: "Я понимаю о чем вы говорите, но наверное лучше будет, в случае если мы сделаем так, оттого что... " (подберите сами нужные слова и стиль).

До тех пор, покуда мы не способны обуздать порывы ЯЗВы, мы станем продолжать мучиться в лапах заказчиков, коие считают, что лихой сайт - это интернет-сайт с вращающимся логотипом и мигающим текстом. Нам же останется противное тошнотворное эмоция и эталоны работ в портфолио, коие нам совестно будет показать. Но придет день, ЯЗВа, придет день, и ты осмыслишь все. И кто знает, что будет? Вот отполируем мы свои речи, и глядишь, тебе даже понравится то, что тебе предложат.

Перевод: Александр Качанов